Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Мнение нейропсихолога: Можно ли отдавать ребёнка в садик до 3 лет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Да, что-то еще, если вовремя спохватитесь и готовы будете вложиться – энергетически и материально — можно будет исправить вместе с психологом. Но большую часть последствий вы отправите в наследство. Детские травмы капсулируются и спустя время активируются в ключевых жизненных точках. Общий баланс — отношения с партнерами, родительство, успешность в работе, отношения с собой (к своему телу, здоровью) и миром — завязан на последствиях детских историй.
Лучшее время знакомства с садиком на этапе «Я сам»
В начале 4-го года жизни, при благоприятном стечении обстоятельств, у малыша появляется естественная (вот оно!) потребность быть в группе детей. Есть желание — и возможности, ибо мозг дозрел — играть в совместные со сверстниками игры, понимать правила игры, договариваться.
«Появляется» — это про начало, а не про полную компетентность! Здесь очень важна поддержка взрослого: чтобы освоить экологичные навыки взаимодействия. (Об экологии отношений в группе, где 15-20 детей и один взрослый надо ли говорить? Когда и один на один не все просто!)
Получается, как ни крути, лучшее время знакомства с садиком на этапе «Я сам». А полностью посещать его стоит на четвертом-пятом году жизни.
Оставьте идеи раннего развития неумным людям! Психика ребенка должна (имеет право) подготовиться изнутри. Огромный пласт общечеловеческого знания (нет, это не про буквы и цвет) должен лечь в основу здоровой системы. Время того, что могут дать сторонние «обучатели» придет гораздо позднее.
Поэтому, если хотите не просто убрать проблему с глаз долой, а действительно решить ее, вам не в садик. Запишитесь к семейному психологу. Ваши ресурсы — в вас.
И еще. Посмотрите честно на это:
«Я устаю…», «Все ходят в садик, хочу чтоб мои не отстали от всех» , «Мне не интересно родительство, хочу работать», «Муж не зарабатывает достаточно», «Я одна и мне надо его куда-то деть», «я должна доказать, что у меня все хорошо». Вы действительно считаете, что заплатить за это должен ваш ребенок?
Так когда же стоит отдавать ребёнка в садик?
На мой взгляд, самый минимальный возраст, когда стоит вести ребенка в садик на весь день — это 3 года. В этом возрасте уже сформирован ряд важных функций головного мозга, ребенок уже может примерно ориентироваться во времени (утро, день, вечер), он также уже уверен в том, что родители обязательно за ним придут. Переживания и страх, конечно же, тоже будут, но не в таких масштабах и не с такими последствиями для здоровья и психического развития ребенка.
Как я уже говорила, многие родители приведут мне обратные примеры о том, как их ребенок стал лучше говорить, запоминать и соображать, ходя в садик. Да, и такое бывает, но в разы реже. Чаще всего, это связано с тем, что ребенок оказался очень стрессоустойчивым. Его страхи компенсировались чувством интереса ко всему новому, что есть в садике. А еще дети развиваются в садике лучше, чем дома, когда либо в семье царила неблагоприятная атмосфера (конфликты между родственниками, например), а в садике жизнь ребенка стала спокойней, либо когда личность воспитателя оказалась более открытой, внимательной и чуткой, чем личность мамы (и такое тоже бывает).
Как маме отпустить ребенка в сад?
«Как только думаю про сад, мне сразу мерещатся кошмары: сына побьют, он будет рыдать навзрыд все 6 часов в саду или сбежит оттуда. Не он не готов к саду, а я»
Часто бывает, что матери отпустить от себя малыша едва ли не сложнее, чем самому чаду адаптироваться к новому. День за днем, 24/7 мама проводит с крохой. Она знает все его привычки, любимых героев, готовит любимые блюда, вытирает сопли и попу. И вдруг теперь сын или дочка будет проводить время отдельно! А сможет ли воспитатель его накормить? Уснет ли он или будет долго плакать? А вдруг на него будут кричать?
Самый сложный момент – это, конечно, расставание. Оставить плачущего кроху и уйти – задача со звездочкой. Однако, все мы понимаем, что рано или поздно отпрыск все равно начнет проводить время без родителей. Это неизбежно!
Давайте найдем в этом плюсы, и вам будет легче отпустить малыша в сад.
-
Новый опыт для сына или дочки. Обучение и игры, которые соответствуют возрасту и запросу ребенка. Коллектив и дружба, которые невозможно создать дома. Опыт отношений с другими людьми и детьми.
-
Возможность заниматься взрослыми задачами. Если бы взрослые исходили только из детских потребностей, человечество бы вымерло. Задача взрослых — обеспечивать выживание и жизнь семьи. Развивать ее и себя в том числе.
-
Возможность поддерживать баланс. Семья — это то место, где потребности каждого должны быть удовлетворены. Маме тоже нужно восстанавливаться, детям — соскучиться по ней и дому, чтобы поддерживать здоровые циклы отношений.
-
Прокачка навыков коммуникации и самостоятельности. Здоровый режим и подготовка к школе. К 6-7 годам мы получаем компетентного малыша, который готов отправиться в неизведанный и интересный мир школьной жизни.
Адаптация будет проходить сложнее, если:
-
вы сами, как сжатая пружина,
-
вы все время ждете, что ребенку будет плохо в саду,
-
малыш будет чувствовать, что своим плачем он легко может заставить вас не вести его в сад.
Как подготовить ребенка в сад?
Требовать невозможного от крохи не могут даже родители, что уж говорить о воспитателях. Но подготовить ребенка к садику все же стоит и не только для адаптации малыша, но и для вашего личного спокойствия.
«Научите его самостоятельно себя обслуживать. Постарайтесь выработать у ребенка режим: есть, гулять и спать по расписанию детского сада – это избавит вас от лишних переживаний, – советует Ирина Рева. – Кроме того, играйте с малышом в детский сад дома. Посадите вокруг игрушечных зверюшек и рассказывайте про то, что их родители ушли на работу, а тут их нянчите вы с малышом. Ходите на адаптационные занятия в детские сады. Сейчас это очень распространенная услуга, которая помогает привыкнуть ребенку к новой обстановке вместе с мамой и без нее». Идеальный вариант – оставлять ребенка в садике не на целый день, а всего на несколько часов. Так малыш поймет, что мама всегда за ним возвращается и расставание с ней будет проходить менее болезненно.
Возрастные особенности детей
Большинство дошкольных учреждений имеют право принять воспитанника с 1 года. Но чаще всего новички приходят во вторую младшую группу, с 3-4 лет, и этому есть логичное объяснение.
Крохи не стремятся к общению, им достаточно познания окружающего мира и надежных объятий родителей. У них пока нет желания расширять этот безопасный круг, малыши не испытывают потребности делиться и вообще воспринимают сверстников, как забавные игрушки.
К 3 годам приходит осознание себя как личности, появляются осознанные желания, понятие компромисса, постепенно возникает любопытство по отношению к одногодкам, попытки наладить диалог. Развивается речь, есть неплохой словарный запас, видна тяга к сюжетным играм.
Чем старше малыш, тем шире его интересы и сдерживать эти естественные порывы нельзя. Необходимо предоставить ему поле деятельности, развивающую среду и обычно это происходит к 3-4 годам. Этот промежуток считается самым удачным для адаптации к новым условиям.
Подходящий возраст для детского сада
По закону мама может пребывать в декретном отпуске по уходу за ребенком до 3 лет. Но бывают жизненные ситуации, когда на работу нужно выходить уже сейчас и тогда приходится отдавать малыша в сад раньше (не не ранее 1,5 лет). Прежде чем принять окончательное решение, мама должна понимать, что в таком возрасте для ребенка это будет огромным стрессом. Дело в том, что он еще сильно привязан к родителям и плохо перенесет долгое расставание. Малыш еще не нуждается в друзьях и потребности общения со сверстниками у него еще нет.
Педагоги считают, что самый оптимальный возраст для посещения садика — 3-5 лет.
В детских дошкольных учреждениях существует оптимальный принцип распределения детей по группам в зависимости от возраста:
- ясли — от 1,5 до 2 лет;
- первая младшая — от 2 до 3 лет;
- вторая младшая — 3-4 года;
- средняя — 4-5 лет;
- старшая — от 5 до 6 лет;
- подготовительная — 6-7 лет.
Особенности работы группы краткосрочного пребывания
Времена, когда малыша можно отдать было в сад после празднования его первого дня рождения, канули в Лету. Сегодня из-за переполненности ДОУ далеко не во всех садах имеются ясли или, как они сегодня именуются, группы краткосрочного пребывания (ГКП). Что касается учреждений, где они все-таки присутствуют, то там действуют свои правила.
Согласно п. 1 ст.67 ФЗ № 273, отдать ребенка в ясли можно по достижении двух месяцев. Однако в реальности, такая практика встречается крайне редко. Чаще всего в ясельные группы принимают малышей от полутора до трех лет, при условии, что они уже умеют за собой ухаживать (ходят на горшок, могут самостоятельно есть). Опять же законодательство никак не регулирует этот момент, оставляя его на откуп администрации детских садов.
Основное отличие ГКП от обычных групп – время работы. Как правило, ясли работают с 9 утра до полудня, то есть время нахождения ребенка в ДОУ составляет 3 часа. Некоторые группы кратковременного пребывания функционируют ежедневно, другие 2-3 раза в неделю. Все зависит от администрации учреждения и укомплектованности штата.
Количество детей в яслях не превышает 20 человек, поэтому места всегда в дефиците. ГКП имеет свои плюсы и минусы.
Его основной канал восприятия — зрение. Он с удовольствием рассматривает книжки, картинки, любит смотреть телевизор. От внимания зрителя не ускользнет ни одна мелочь. В то же время он быстро устает от однообразия. Ему требуется постоянная смена кадров и новые визуальные впечатления. Во время гуляния он может обойти несколько детских площадок, и на каждой поиграть всего несколько минут. Ребенок-зритель часто «не слышит» обращенных к нему вопросов, если они не подкреплены визуальными впечатлениями. Зритель не боится новых лиц, но при этом не идет на контакт с незнакомыми людьми. Он может внимательно разглядывать чужую тетю. А как только она его заметит и задаст простой вопрос, спрячется за маму, засмущается или что-то тихо пробубнит себе под нос.
Время пришло. Интерес к детскому коллективу у зрителя появляется в 3-4 года. Но адаптация к саду у него наиболее гладко проходит в 2 года. Чем старше становится ребенок, тем сложнее ему будет побороть смущение, вписываясь в новый коллектив.
Возможные проблемы. Зритель пугается, когда внимание окружающих приковано к нему. Он будет с любопытством заглядывать в группу. Но при этом боится широко открыть дверь и зайти туда. Дети этого типа часто просят маму подольше не уходить и посидеть вместе с ним.
Тактика поведения. Попросите воспитательницу, чтобы она не смущала ребенка своими вопросами и не привлекала к нему внимание других детей. Ему нужно время привыкнуть к новым лицам и внимательно рассмотреть все вокруг. Приводите ребенка первым, чтобы у него было время до прихода других детей осмотреться вокруг. Если есть возможность, первое время уходите из группы, когда все детишки уже в сборе. В присутствии мамы ребенку будет проще привыкнуть к новым лицам и побороть смущение.
Итак, причины, которые помешают адаптации ребенка в детском саду.
1. В семье появился младенец, которому теперь необходимо больше внимания и у мамы стало мало времени на его старшего брата или сестру. Если при таких обстоятельствах отвести ребенка в детский сад, он будет чувствовать себя ненужным, решит, что от него пытаются избавиться, потому, что теперь любят не его, а нового маленького члена семьи. Такая ситуация только усложнит вхождение ребенка в группу детского сада. К рождению братика или сестрички ребенка надо готовить заранее, объясняя, что младенец потребует заботы и внимания старшего брата (или сестрички), а позже, когда ребенок подрастет, он сможет с ним играть, научить его многому как старший и взрослый. Ребенка можно отдавать в детский сад не раньше, чем через полгода после рождения младенца, когда он привыкнет к нему и будет уверен, что родители его не разлюбили.
2. Родители разводятся. В том, что папа уходит из дома навсегда, ребенок видит свою вину: «Я плохо себя вел, не слушался, вот папа меня и разлюбил». Для ребенка это трагедия. А если и мама еще отдает его чужим тетям в чужой дом, который называется «детский сад», то для малыша это будет означать, что мама решила его покинуть. Этот стресс ребенок будет переживать очень сложно, что может сказаться на его здоровье. Во время и сразу после развода мама должна заботиться о ребенке со значительно большей любовью и лаской, чем это было раньше, а папа, как можно чаще должен приходить к ребенку, уверяя его в том, что любит по-прежнему, просто ночевать будет в другом месте. Как только ребенок успокоится и привыкнет к такой ситуации, а произойдет это не раньше, чем через три-пять месяцев, можно ставить вопрос о детском саде.
3. Семья недавно переехала (менее одного или полтора месяца). Масштаб перемены не слишком явный, изменили только квартиру или город, но ребенок должен принять эти изменения и адаптироваться к новым условиям, привыкнуть к новым стенам, новой мебели, новым людям, которые его окружают — соседям, детям на игровой площадке во дворе; возможно, смириться, что бабушка теперь далеко и уже не будет ежедневно видеться с ним. Такое привыкание происходит легче, поскольку мама и папа рядом, вместе с ребенком, но накладывать две перемены в жизни: переезд и поступление в детский сад не стоит именно с точки зрения сохранения здоровья, чтобы избежать стресс.
4. Если через полтора или два с половиной месяца после начала посещения ребенком детского сада родители планируют отпуск, то есть он не будет ходить в детский сад от двух до шести недель. Следовательно, после такого длительного перерыва адаптация начинается сначала, ребенок снова должен привыкать ко всем особенностям детского сада. Поэтому первое вхождение ребенка в условия детского сада лучше планировать после отпуска.
5. Ребенок ничего не умеет делать самостоятельно и родители хотят, чтобы именно воспитательница научила их ребенка одеваться, умываться, держать ложку и вилку в руках и пользоваться туалетом. Над таким неприспособленным новичком станет посмеиваться и воспитатель (у которого ангельский характер и он не должен так делать), и дети, которые обычно четко замечают промахи других. Не стоит делать из своего ребенка посмешище и способствовать формированию у него комплекса неполноценности. Лучше научить ребенка всему заранее или подождать немного с приходом в детский сад, дождаться естественного овладения необходимыми бытовыми умениями и навыками. Если ребенок и может чему научиться в детском саду, так это играм и общению со сверстниками.
6. Ребенок недавно перенес тяжелое заболевание и очень слаб. Подождите, укрепите здоровье ребенка. Как только улучшится иммунитет, можно его постепенно знакомить с детским садом.
Мы рассмотрели основные причины, которые помешают ребенку легко адаптироваться в детском саду. Их список, конечно же, можно расширить, ведь у каждого ребенка имеются еще и индивидуальные особенности.
В каком возрасте отдавать ребенка в садик?
Считается, что 3-4-летний малыш уже готов посещать детский сад. Детки до двух-трех лет очень зависят от мамы и пока еще не готовы к долгой разлуке. Не стоит отдавать малыша в детский садик в период кризиса трех лет, когда он начинает воспринимать себя отдельной самостоятельной личностью, все хочет делать сам, даже если не умеет. Отправляя кроху в садик в этот период, вы создаете для него и без того лишние стрессовые ситуации. В этом случае лучше подождать, когда ребенку исполнится три с половиной — четыре года.
Бывают ситуации, когда родители вынуждены отдать 2-летнего ребенка в группы кратковременного пребывания или ясли по причине выхода на работу либо когда он морально готов находиться в коллективе и эффективно взаимодействовать с другими детьми без мамы и папы. В любом случае необходимо пережить период адаптации.
Аргументы, которые стоит учесть
При поступлении в садик знайте: четверть детей, впервые переступающих его порог, называют «поздно стартующими». Их иммунная система развивается медленнее. Дома они здоровы, а в коллективе немедленно подхватывают вирусы. Такого ребенка стоит дольше воспитывать дома.
Важно и время года, когда легче приобщаться к детскому коллективу. Слякотной весной юный организм и без того подвержен простудам, дополнительный стресс ему ни к чему
Рассудительные родители летом укрепляют здоровье малыша водными процедурами и витаминами, чтобы осенний старт в детсад получился благополучным.
Многое зависит от того, насколько взрослые понимают серьезность перемен в жизни ребенка, как настраивают и поддерживают его. Повезет, если в группу назначат спокойную, доброжелательную и обаятельную воспитательницу.
Возрастные особенности детей
Размышляя о том, во сколько лет отдавать ребёнка в садик, помните о возрастных особенностях ребенка и вам будет проще принять решение.
- У детей до 2,5 лет преобладает сильная привязанность к маме, она для них продолжает оставаться главной фигурой (для многих – и папа тоже). Поэтому длительное отлучение от вас (даже на несколько часов) является сильным стрессом и адаптация к детскому саду проходит тяжелее и дольше;
- Малыши в этом возрасте ещё нуждаются в повышенной заботе и внимании, а в садике воспитатели просто не в состоянии обеспечить их каждому из 25-30 детей в группе;
- В 1-2 года ребёнок ещё не стремится к общению со сверстниками. Он воспринимает их не как детей, а как какие-то живые предметы, которые больше хочется изучать, трогать, но не играть с ними;
- В этом возрасте малышу вполне достаточно общения с близкими родственниками, являющимися для него источником заботы, эмоционального контакта, теми, кому он доверяет и с кем готов играть и смеяться.
- В возрасте 3 лет ребёнок начинает испытывать потребность в общении с другими детьми. Для развития ему уже недостаточно окружения родителей. Он становится более самостоятельным и всё меньше привязан к маме (узнайте из статьи, что делать, если ребенок боится других детей?>>>);
Малыши в этом возрасте обычно стремятся играть со сверстниками и через игру усваивают различные правила и нормы поведения. У них хорошо развита речь и довольно большой словарный запас, что облегчает взаимодействие и со взрослыми, и с другими детьми.
- К 3-4 годам ребёнок овладевает необходимыми навыками самообслуживания и даже во сне может контролировать свои физиологические потребности. Адаптация к садику в этот период проходит гораздо быстрее, чем у детей в 1-2 года.
Поэтому исходя из психологических и физиологических особенностей каждого возраста, специалисты считают оптимальным отдавать ребёнка в садик в 3-4 года.
Отдавать ли ребенка в сад в 3 года, раньше или позже?
Когда семья пришла к выводу, что детский сад — это подходящее место для времяпрепровождения их ребенка, встает вопрос, в каком возрасте лучше его туда отдать.
Здесь тоже не будет универсальной рекомендации. Ряд детских психологов и педагогов сходятся во мнении, что наилучший возраст для начала посещения детского сада — с трех до четырех лет. В этом возрасте ребенок уже хорошо понимает, что, если мама уходит, то она обязательно возвращается, с малышом легче договориться.
В этом возрасте уже присутствует сюжетно-ролевая игра, и ребенок нуждается во взаимодействии с другими детьми. Кроме того, в большинстве случаев дети в этом возрасте достаточно самостоятельны: сформированы навыки самообслуживания (ходят на горшок, сами одеваются), умеют кушать без помощи взрослых.
Однако некоторые специалисты считают, что лучше отдавать детей в детский сад либо до 2,5 лет, либо после 3,5, чтобы адаптация не наслоилась на кризис трех лет (кризис отрицания).
В любом случае, прежде чем отдавать ребенка в детский сад, необходимо оценивать уровень его готовности к этому.
Какой ребенок считается «несадиковским»
Таких детей по большому счету нет, говорит Комаровский. Этот «диагноз» ставят воспитатели и педагоги, а иногда и сами родители, когда адаптация слишком затянулась или ребенок научился «запускать» процесс заболевания у себя по психологическим причинам (та самая психосоматика).
О понятии «несадиковский ребенок» и есть ли такое понятие вообще расскажет доктор Комаровский в выпуске ниже.
Беда в том, говорит Комаровский, что в большинстве садиков не соблюдают правильный температурный режим, не следят за влажностью воздуха. Воспитатели приходят в ужас при мысли открыть окно и проветрить группу в разгар зимы. В итоге ребенок, который дышит в садике сухим воздухом в перетопленной группе, болеет чаще. И это ошибочно считают противопоказанием к посещению детского сада. Именно о таких детях и говорят, что они несадиковские.
Другой вопрос, если ребенок страдает каким-то серьезным заболеванием, таким, как бронхиальная астма, например. Таким детям нужны специализированные садики, но их по факту в стране нет. Однако это не означает, что посещать дошкольное учреждение астматик не может. Если родители постараются и найдут садик, в котором есть хорошие медики, воспитатели обучены работать с детками с проблемным здоровьем, то все реально.
Если ребенка не перекармливают дома, не кутают и не приучают кушать только то, что ему нравится, закаливают, не дают ему таблеток по любому мало-мальски тревожному поводу, то «несадиковским» такой малыш вряд ли станет.
Столь существенная перемена в жизни ребенка, как детский сад, может повлечь ряд проблем, как психологического, так и медицинского характера. Однако к ним Комаровский советует готовиться заранее. Лучше всего, с самого рождения.
Привыкание ребенка к новым условиям, по словам Комаровского, — сугубо индивидуальный процесс. Один малыш быстро примет новые «условия игры», другой будет сопротивляться переменам чуть дольше. В основном это проблемы психологического рода, хотя иной раз на фоне внутреннего неприятия новых условий, малыш может заболеть и вполне физически. Такую связь в медицине называют психосоматикой.
Это самые распространенные проявления психологических проблем, которые есть у любого малыша, которого начали водить в детский сад. В этой ситуации Комаровский рекомендует не «раздувать из мухи слона», не записывать ребенка в больные. Успокоительные и седативные средства нужны только тем малышам, которые очень болезненно относятся к новому в своей жизни, и если детские врачи — психиатр и невролог считают, что такая необходимость действительно есть.
О том, как отучить ребенка от истерик, в следующем выпуске расскажет известный педиатр доктор Комаровский.